Схема портала Логопеды.ru Логопеды.ru

Присоединяйтесь к нам:

vk2odnfb2youtubegoogle-plus-icon tw

Зонды постановочные

КУПИТЬ

zondy

gepatitru-banner-200x300

 

Главная: Полезные материалы Общение и развитие речи на первом году жизни
 

развитие речи на первом году жизни

Общение и развитие речи на первом году жизни

Каждый новорождённый ребёнок появляется на свет с определённым набором физиологических потребностей: питание, сон, контакт с телом матери... Максимальное удовлетворение потребностей оказывает значительное влияние на всю дальнейшую жизнь крохотного человечка. Создание психологического комфорта для грудничка является основой его успешного роста, развития и воспитания.

Потребность в общении также очень велика. Ещё до рождения мама со своим  малышом много разговаривает. Ребёночек реагирует на мамино настроение,  на голос папы, музыку. Уже на 2 – 3 месяце жизни у здорового младенца появляется так называемый «комплекс оживления» –  это простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.

child

Первый год является фундаментом для дальнейшего успешного овладения языковыми нормами, контактирования с детишками и взрослыми, обучения.

Поэтому в этот период жизни, в 2 – 3 месяца, следует начинать заниматься речевым развитием крохи, учить его общаться, так как именно через общение развивается речь. Здоровый малыш с удовольствием будет с вами заниматься в силу того, что у него есть социальная потребность в общении.

Перечисленные ниже советы Вам в этом помогут.

1. Много общайтесь с ребёнком. При этом карапуз должен видеть выражение лица говорящего (яркую мимику, чёткую артикуляцию), слышать положительный тон. Взгляд малыша притягивают очки, накрашенные губы, заколки. Но не следует с этим переигрывать, чтобы ребёнок не отвлекался от самого лица, а только заострял на нём внимание.

2. Рассказывайте малышу потешки (например, «Сорока-воровка кашу варила…»), простые детские стишки (А.Л. Барто «Игрушки»). В них есть определённый ритм, который ребёнок чувствует с рождения. Т.е. важность здесь не только в словах, но и в рисунке самого произведения. Следует рассказывать медленно в послоговом темпе, чётко выговаривая каждый звук. Старайтесь изображать сюжет («Мишка косолапый…» – переваливайтесь с ноги на ногу).

3. Даже для абсолютно здоровых детишек в трёхмесячном возрасте полезен общий массаж тела. Массаж даёт сильный импульс для всего организма в целом: малыш начинает интенсивнее переворачиваться, ползать. У него появляется больше свободы движения, что важно для познания окружающего мира.

4. Показывая ребёнку предмет или замечая, что кроха остановил взгляд на чём-то, обязательно называйте его. Голосом следует выделять первый слог слова, а само слово произносить внятно и по слогам.

5. Давайте малышу прислушиваться к звукам окружающего мира: шуму дождя, лаю собаки, скрипу двери, гудению пылесоса. Это замечательным образом развивает неречевой (физический) слух. Именно развитый физический слух будет базой для понимания речи людей.

6. В предложениях выделяйте голосом ключевое (главное) слово. Например, «Сейчас мы пойдём гулять» или «Мишка хороший». Старайтесь говорить простыми короткими фразами о реальных вещах и ситуациях, в которых ребёнок находится в момент речи.

7. Если Вы чем-то заняты, а малыш находится рядом, озвучивайте все свои действия. Особенно это важно, когда ребёнок является участником событий («Давай снимем штанишки, сядем на горшок…»). Малышу очень интересно познавать мир вещей, которыми он окружён, через их конкретное применение. Это надёжно позволяет новым словам закрепиться в памяти. Так очень быстро накапливается пассивный словарь крохи – те, слова, которые он понимает. Выполнение действий с одновременным их озвучиванием можно условно назвать игрой «Радио» или «Комментатор».

8. Общайтесь с малышом «взрослым» языком, не сюсюкайтесь. Дети учатся говорить по образцу взрослого, они подражают речи родителей. Сюсюканье затормаживает речевое развитие!

9. Говоря карапузу новое слово, предложите ему альтернативу: «взрослое» слово и детский вариант. Например: машина – би-би, кушать – ням-ням, упал – бух. Артикуляционный аппарат ещё не созрел для произношения сложных слов, а сказать хочется многое. Это поможет снять речевой барьер между невозможностью и огромным желанием сказать.

10. На первом году жизни в речи малыша появляются многие звуки и слоги родного языка. Как только появляется что-то новенькое, заостряйте на этом внимание. Предлагайте разные варианты слов с новым слогом, играйте с ним. Например, из слога «бу» может получиться булка, бумага, букет, бубен. Так из неосознанного лепета появляются первые осознанные слова.

11. Стимулируйте рост активного словаря – тех слов, которые ребёнок может произнести. Для этого задавайте простые вопросы, на которые малыш понимает как ответить. Если ответить сам не может, принимайте ответ в любой форме: пусть покажет нужную игрушку, что-то принесёт. Или ответьте сами. Здесь главное, чтобы кроха Вас понял.

12. Проводите многократные «квартирные» экскурсии: «Холодильник – домик для продуктов», «Кухня», «А что у нас в диване?», «Мамина косметичка».  Потом можно выбраться за пределы квартиры. Здесь возможны экскурсии «У папы в машине», «У дедушки в сарае», «Электричка» и пр. Разрешайте карапузу трогать экспонаты.

 

Только так, через ненавязчивые игровые занятия, можно удовлетворить социальную потребность малыша в общении. Занятия пойдут на пользу, если карапуз сыт, сух и в хорошем расположении духа. В хорошем настроении должна быть и мама. Если ребёночек не хочет заниматься или предлагает свой вариант игры, следуйте его желанию. Общение – это когда тебя понимают…


yulia

Смердова Юлия,
логопед

18.12.2009

  

 

Ищите меня в социальных сетях:

odnhttp://odnoklassniki.ru/profile/24570770137

vk2

http://vk.com/id178099349

fb2

https://www.facebook.com/julia.pedagog

AddThis Social Bookmark Button
 

Логопеды.ру в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам!

 
 
Яндекс цитирования Логопедический портал Rambler's Top100