Схема портала Логопеды.ru Логопеды.ru

Присоединяйтесь к нам:

vk2odnfb2youtubegoogle-plus-icon tw

Зонды постановочные

КУПИТЬ

zondy

gepatitru-banner-200x300

 

Главная: Полезные материалы Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
 

Специфика использования элементов  сказкотерапии в логопедической работе с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Учитель-логопед: Васехина Татьяна Александровна
ГБДОУ детский сад №41 Санкт-Петербург
Статья в формате
MS Word скачать


Термин «сказкотерапия»  всегда  интересен для  педагогов и психологов, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и обучения. Сказкотерапия обращается  к  детскому началу, присутствующем в каждом человеке. Метод характеризуется  эмоциональным интересом  ребёнка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности.

Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи,  включение элементов сказкотерапии позволяет решать  разнообразные  задачи:

* развивать познавательные способности детей, умения устанавливать простые  причинно-следственные связи, показывать и адекватно оценивать  модели поведения в различных жизненных ситуациях;
* развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;
* помогать  усваивать социальные нормы взаимоотношений в обществе;
* помогать разрешать личностные проблемы ребёнка опосредованным путём, показывать успешные модели взаимодействия с окружающим миром.

Используя в своей работе с детьми средней логопедической группы элементы сказкотерапии, я обязательно  учитываю  следующие особенности:

* речевой статус  детей (общее недоразвитие речи II- III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью);

* недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти;  недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);

* специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).

Считаю нужным отметить, что  выше перечисленные особенности детей приносят свою специфику в совместную деятельность учителя-логопеда с элементами сказкотерапии. Поэтому мне хотелось бы отметить особенности выбора сказки:

* используются простые, хорошо знакомые ребенку сказки,  например  « Курочка Ряба»,  « Репка», « Три медведя», «Теремок»,
     « Заюшкина избушка»;
* сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик  у детей;
* возможное использование элементов  сюжета, а не сказку целиком;
* отбор языковых средств доступных всем детям группы.

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Таким образом, через использование  сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал. Интегрирую коррекционные задачи в принятые сегодня образовательные области:  познание, коммуникация, безопасность, социализация, чтение художественной литературы, здоровье.
Далее  я привожу в пример лишь некоторые игры и упражнения, которые используются в моей совместной деятельности с детьми среднего возраста с ОНР.

Активизация познавательных способностей детей:
использую игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на  различные модальности восприятия.

arrow Игра: « Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).
Цель: развивать сенсорные представления, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.
Цель, которая озвучивается  для детей: принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей.
Дети  выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные.  

arrow Игра: «Домики  для друзей-  животных» (по сказке «Теремок»)
Цель: развивать сенсомоторную координацию, конструктивный праксис.
Цель, которая озвучивается  для детей: нужно построить новые яркие домики  для всех, кто жил в теремке.
Каждый ребёнок «строит» свой домик  из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.

Развитие общих речевых навыков:
arrow сила голоса. Игра: « Зайчик услышит наше ау - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»).
Цель: учить повышать и понижать силу голоса.
Цель, которая озвучивается  для детей: зайчик расстроился и  потерялся в зимнем лесу, помогите ему.

arrow речевое дыхание. Упр.: «Произнеси фразы» (по сказке: «Репка»).
Цель: работать над длительностью речевого выдоха.
     Цель, которая озвучивается  для детей:  посадим репку, скажем слова:
     « пусть будет репка большая, крепкая», « пусть репка будет вкусная,    
     сладкая».

Также используются игры и упражнения  по развитию силы и длительности ротового выдоха, дифференциацию носового и ротового дыхания. Игра: «Катится колобок по дорожке», упр.: «Пыхтит мишка».

Развитие лексико-грамматических категорий.
Для данного раздела хорошо использовать ковролин, магнитную доску, тем самым, обеспечивая мобильность  проведения  игр и упражнений.
arrow Игра: « Кого встретил в лесу колобок».
Цель: тренировать употребление Р.п. сущ., формировать простую фразу.
Цель, которая озвучивается  для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем  их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).

arrow Игра: « Где прячется Маша? »  (по сказке: «Маша и медведь»).
Цель: развивать правильное употребление  (понимание ) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.
Цель, которая озвучивается  для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под  стулом, на печке, под кроватью).

Развитие связной речи.

Проходит поэтапно с использованием графической символики:
* договаривание отдельных слов во фразе;
* произнесение отдельных фраз сказочных героев;
* повторение, составление простых фраз;
* рассказывание сказки.
Более подробно  хотелось бы остановиться на приемах,  задействованные при пересказе сказки:

- готовые пособия (деревянные, картонные, « сказка на пальчиках» - деревянные игрушки, которые одеваются на пальцы ребёнка);
- пособия, изготовленные самостоятельно (перчатки с наклеенными персонажами сказки, сказка на ковролине, карточки с графическими символами).

Выше я упоминала о том, что сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому  мы можем включать в коррекционную работу игры и упражнения направленные на:

- сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу  имена герое в сказки),
- снятие  эмоционального напряжения (дети   представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);
- формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь  передавать  их характер через движения, мимику).

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учёта  возрастных и психологических особенностей детей с тяжёлыми нарушениями речи  среднего возраста

В дальнейшем логопедическая работа  с использованием элементов сказкотерапии усложняется за счёт  расширения  речевых возможностей детей, изменений их  психо-эмоционального статуса.

     2012 год.

AddThis Social Bookmark Button
 

Логопеды.ру в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам!

 
 
Яндекс цитирования Логопедический портал Rambler's Top100