Схема портала Логопеды.ru Логопеды.ru

Присоединяйтесь к нам:

vk2odnfb2youtubegoogle-plus-icon tw

0312-05

Зонды постановочные

КУПИТЬ
zondy-new

gepatitru-banner-200x300

 

Главная: Полезные материалы Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов
 

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов

Учитель-логопед Головина Анастасия Ивановна
МБОУ Тесинская СОШ № 10
Оригинал статьи в формате MS Word скачать

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Учитель начальных классов - первый помощник для ученика и его родителей. При необходимости педагог может направить ребёнка на консультацию к логопеду, невропатологу, чтобы совместными усилиями преодолеть возникшие трудности. В некоторых, не очень запущенных случаях, учитель сам может оказать посильную помощь ребёнку. Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех.
Предлагаем перечень заданий по профилактике нарушений письменной речи, которые учитель начальных классов может свободно включать в образовательный процесс, кроме того это не будет тормозить прохождение программы т.е. препятствовать работе учителя и не будет дублировать работу логопеда.
Профилактическая  работа будет строиться поэтапно:
1    этап: развитие языкового анализа и синтеза;
2     этап: развитие слогового анализа и синтеза;
3    этап: развитие фонематического анализа и синтеза.
Рассмотрим теперь какие задания можно давать на каждом этапе.

1 этап работы – развитие языкового анализа и синтеза.
Этот этап включает в себя работу над предложением: развитие умения анализировать предложения на слова, различать самостоятельные языковые единицы, конструировать различные виды предложений, работа с текстом без точек и заглавных букв.
Основная задача на данном этапе работы: научить детей различать языковые единицы, умение определять количество, последователь¬ность и место слов в предложении, умение видеть начало и конец предложения.
Работа над предложением ведется параллельно с работой над словосочетанием, чтобы дети умели дифференцировать понятия. Дается понятие «слово».
Работа над предложениями начинается с простого нераспространённого предложения. В начале работы дать понятие, что такое предложение. Здесь могут быть предложены следующие виды работ: Детям предлагается предложение «Девочка читает сказку». Затем задаются вопросы: «Вам понятно, что я сказала? (Понятно). Про кого вы узнали? (Про девочку). Что вы узнали про де¬вочку? (Девочка читает). Что она читает? (Сказку).
Далее детям предлагаются три слова, не связанных между собой грамматически, например: мальчик, рисовать, кошка. Далее даётся объяснение, что между словами нет согласования, они не составляют предложение. «Попробуйте сделать вывод, когда получается предложение?».
Затем предлагается рассмотреть картинку и составить предложения, со-стоящие из 2 слов, поставить вопрос к каждому слову в предложении и отве-тить на него.
Затем предложение разбирается графически.
Так как сначала рекомендуется дать понятие «слово», затем «словосочетание» и только потом «предложение», то самые первые занятия  работы посвящены «слову».
Предлагается составить вместе с детьми предложение, добавляя каждый раз по одному слову, начинается с двух слов. Дети должны увидеть, что чем больше слов в предложении, тем больше они узнают.
На этом этапе работы повторяется, что есть слова, которые обозначают предмет, действие предмета. Повторяется графическое изображение предложения. (Всё это дети изучают на уроках русского языка).
Начало предложения показывается уголком, а конец обозначают точкой. Всё повторяется.
Затем проводится работа над интонационной оформленностью предложения. Детям даются понятия об интонационной законченности предложений. Чтобы правильно передать смысл рассказа очень важно уметь правильно произносить предложения, делать остановку в конце предложения, и обращать внимание на то, как «взлетает» и «понижается» голос, т.е. повышается и понижается интонация.
Тренировочные упражнения на определения конца предложения. Дети поднимают карточку с точкой, если предложение закончено.
Когда дети усвоили понятие «слово», «словосочетание», «предложение» предлагаются задания:
1 Анализ предложения в два слова.
Задание: Сосчитайте сколько слов в предложении.
Маша мала. Дима играет. Маша упала. Папа устал. Мама шила. Нина спала. Кот спит. Настала ночь. Мышки играют. Дома тихо.
Задание: Укажите первое и втрое слово в предложении:
Лето прошло. Дует ветер. Листья упали. Наступила осень. Птицы улетают. Идёт дождь.
Задание: Составьте предложение по данному образцу:
Мальчик сидит.     Мама …… . Кошка ……. .    Белка ……… . Собака …… .Маша играет.    Лида …… . Миша …… .    Зайка …… .     Рыбка …… .
Задание: Составить предложения в два слова по данному образцу: Мальчик пишет.    …… поёт.    …… играет.   …… учится. Сима рисует.        …… читает. …… прыгает. ……пишет. …… упала.
Задание: Придумайте предложение в два слова.

2.    Анализ предложений в три слова.
Задание: Сосчитайте сколько слов в предложении:
Сима читает книгу. Мама варит еду. Кошка ловит мышку. Валя ест кашу. Девочка мо¬ет посуду. Маша делает уроки.
Задание: Укажите на каком месте стоит каждое из слов в предложении:
Вот наша школа. Таня читает книгу. Петя отвечает урок. Боря рисует яблоко. Петер¬бург – большой город. Москва – любимый город.
Задание: Составьте предложение по данному образцу:
Юра держит мяч. Ваня купил …… . Женя решил …… . Люба метёт …… .
Собака грызёт …… . Нина кушает …… .
Таня ловит мяч.   Дедушка льёт …… . Курица снесла …… .   Лошадь везёт ……
Корова пьёт …… .
Задание: Составьте предложение по данному образцу:
Дети пускают лодочки. …… купила книгу. …… наряжает куклу. …… поймал птичку.   …… пошла гулять.   …… любит мороженое.
Задание: Придумать предложение в три слова.
3.    Анализ предложений в четыре слова.
(задания даются  аналогично предыдущим)
4.    Распространение предложений, увеличивая количество слов. Задание: Составьте предложение сначала из трёх слов, затем из четырёх,
пяти, более слов, если уже дано предложение из двух слов.
Образец: Девочка чистит. Девочка чистит картошку. Девочка чистит картошку но¬жом. Девочка чистит крупную картошку ножом. Девочка рисует. Мальчик моет. Таня читает. Коля делает.
Задание: Прослушайте предложение. Каждое предложение увеличьте на  одно, два, три, четыре слова.
Оля читает. Дети собирали. Лена подарила. Машина проехала. Вова ел.
Задание: Подберите к вопросу слово так, чтобы получилось предложение. Посчитайте количество слов в последующем предложении.
Например:
Учитель:    Ученики:
Кошка, что делает?                                Лакает. Кошка лакает.
Какая кошка?    Серая. Серая кошка лакает.
Что лакает кошка?    Молоко. Серая кошка лакает молоко.
Какое молоко лакает кошка?    Вкусное. Серая кошка лакает вкусное       
                                                                        молоко.
Сколько слов получилось?    В предложении получилось 5 слов.
Задание: Прослушайте предложение. Каждое предложение сократите до четырёх, трёх, двух слов. Назовите главные слова в предложении. Распространите короткое предложение самостоятельно.
Зимой часто дуют холодные ветры. Летом часто идут проливные дожди. Дедушка рассказывал ребятам интересные истории. Вечером пастух гонит коров домой. Гусеницы приносят большой вред нашим огородам. Зимой деревья часто покрыты серебристым инеем.
5. Составление графических схем предложения.
Задание: Составить графическую схему данного предложения и приду-мать по ней своё предложение.
???  ??? . - Оживают деревья.
???  ???. - Почки набухают.
Моросит дождь. Загремел гром. и т.п.
Задание: Составьте графическую схему предложения и придумайте по ней своё предложение.
Кролик живёт у Маши. У Алёши поднялась температура. Старик жил у моря. Ребята загорали у реки, и т.п.
Задание: Составьте предложения по предложенной схеме (предлагается 4 –5 различных схем)
6.    Определение места слов в предложении.
Задание: Определите, какое по счёту место занимает указанное слово в
предложении.
Нина спит. (Спит – второе слово)
Вера читает. Сима ест. Мама шьёт. Мила мыла куклу. Я встаю рано утром. и т.п. (до 7 слов в предложении)
Также детям можно дать сосчитать все слова в предложении.
7.    Выделение из текста предложений с определённым количеством слов.
Задание: Подними руку, когда услышишь предложение, состоящее из
двух, трёх, четырё, пяти, шести слов.
Настала осень. Целый день идёт дождь. Дует ветер. Наш садик голый. На земле лужи. Мама взяла зонт и пошла на работу.
Была зима. Дети были на пруду. Они делали из снега снежную бабу. У бабы на голове было ведро. Во рту у бабы была трубка. Глаза у бабы из угля. В руке у снежной бабы метла. Дети рады.
И т.п.
Задание: Поднять цифру соответственно количеству слов предъявленного предложения (предлагаются небольшие тексты).
Это были задания на развития языкового анализа и синтеза. Мы учили детей определять количество, последовательность, место слова в предложении. Задания построены по возрастающей сложности, от простого к сложному, исходя из принципов логопедической работы при устранении дисграфий.
       Для закрепления данного материала детям предлагается самостоятельно придумать предложение по сюжетной картинке. Дети должны голосом пока-зать, где предложение заканчивается. А далее даются задания на анализ пред-ложений (2, 3, 4, 5 и более слов). Составление графических схем предложений и составление предложений по графической схеме, распространение и сокращение предложений и др. задания, которые подробно описаны выше. При анализе предложений задания рекомендуются проводить в плане устной речи, а если ребёнку на начальных этапах трудно – опираться на загибание пальцев, многократное проговаривание предложений. Если задания выполняются в письменной форме – сначала анализируются устно и лишь потом приступают к письму.
Все эти задания учитель может реализовать в учебном процессе, при этом не в ущерб программе которую он должен дать, а даже в рамках её углубления и закрепления т.к. на протяжении всего первого класса на уроках русского языка присутствуют аналогичные задания. Ведь цель программы первого класса заключается в том, чтобы отработать с детьми понятия «слово» и «предложение». Поэтому во время реализации этой цели, сбалансированное построение урока, включающее в себя новый материал и его отработку через профилактические задания, может дать более высокий результат, который возможно будет не столь заметен сразу, но будет очевиден в будущем. Более сложные варианты этих заданий могут включаться в уроки во втором классе, при работе с текстами, словарными словами и упражнениями.


2 этап работы – развитие слогового анализа и синтеза.
Работа по делению слова на слоги, выделению гласных звуков. Вводится понятие «слог».
Работа по развитию анализа и синтеза должна начинаться с использова-ния вспомогательных приёмов и средств, затем эта работа проводится в плане громкой речи и, наконец, слуховые представления, во внутреннем плане.
Основная цель данного этапа  – научить детей определять слоговой состав слов, делить слова на слоги и выделять гласные звуки, которые и помогают правильно разделить слово на слоги.
          В начале работы даётся понятие «слог». Слог – это часть слова, которая не заключает в себя смысла, когда слоги соединяются, получается слово.
Когда дети усвоят понятие «слог», начинается работа по формированию слогового анализа с опорой на вспомогательные средства.
Задание: Прослушайте слова и назовите первый и второй слоги слова.
совы    рана
кино    косы
вата    маки
кони    сало
ноги     Миша
Задание: Допишите слова
ра…    но…    Зи…
во…    гу…    ла…
со…    ку…    жу…
Са…    лу…    Во…
Задание: Учитель называет первый слог одной из лежащих перед ним картинок, ученик добавляет второй слог и указывает названную картинку. Потом Ученик называет первый слог по картинке, а учитель называет второй.
Примерные картинки: слива, замок, гуси, лодка.
В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умение выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки при слоговом делении помогает устранить и предупредить такие ошибки, как пропуски гласных звуков, добавления гласных. А для формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласный необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных звуков и выделению гласных из речи. Поэтому сначала даётся представление о гласных и согласных звуках, об основных признаках их различия.
Затем проводится работа по выделению гласного звука из слога и слова. Для этого сначала предлагаются односложные слова: дети определяют гласный звук и место его в слове – начало, середина, конец слова.
После того, как дети научились хорошо различать гласные и согласные звуки из слов различной структуры и усвоили основное правило слогового деления, переходят к закреплению слогового анализа и синтеза, где могут быть предложены следующие виды заданий:
повтори слово по слогам
-    подними цифру, соответствующую количеству слогов в слове
-    выделить первый слог из названных картинок, записать его. Соединить слоги в слово, предложение, записать полученное слово, предложение.
-    определить пропущенный слог в слове с помощью картинки
-    найти в словах по слуху первый слог, второй, третий.
-    составить слова из слогов
-    составить слово из слогов, данных в порядке, в беспорядке
-    выбрать слоги и составить из них слова, записать
-    выписать из стихов слова сначала в один слог, потом в два слога, затем три и четыре слога
-    выделить из предложения слова, состоящие из определённого коли-чества слогов: из 2-х слогов, из 3-х слогов, из 4-х слогов
Представленные выше задания могут применяться учителем при работе на уроках русского языка и чтения. В первом классе эти задания могут вклю-чаться в любой урок т.к. в течении всего периода обучения, учитель развивает фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов, учит различать твердые и мягкие фонемы, развивает слуховую память и слуховое восприятие, прививает умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слов и расширяет словарный запас. Во втором классе работа будет продолжаться, что также даёт возможность включения этих заданий в образовательный процесс, но уже будет привязываться к орфографическим правилам. Третий и четвёртый класс также могут включать аналогичные усложненные задания.


3 этап работы – развитие фонематического анализа и синтеза.
Работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учиты-вать последовательность формирования указанных форм звукового анализа в онтогенезе. В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положении в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.
В связи с этими особенностями рекомендуется формировать функцию фонематического анализа и синтеза первоначально на материале ряда из гласных (ау, уа), затем ряда – слога (ум, на), потом на материале слова из двух и более слогов.
При формировании сложных форм фонематического анализа и синтеза необходимо учитывать, что всякое умственное действие происходит и прохо-дит определённые этапы формирования, основными из которых являются сле-дующие: освоение действий с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план.
Рекомендуются задания:
- найти в слове первый слог и назвать в нём звуки
- найти в слове второй слог и назвать в нём звуки
- прослушайте и назовите каждый звук в предложенных словах, со¬ставьте эти слова из букв разрезной азбуки и прочитайте их
- назвать все звуки в словах по порядку, прочитать и списать пред-ложенные слова
- написать слова по слуху
- прослушать и назвать первый, второй звуки в предложенных словах
- назвать все звуки в предложенных словах и сложить из букв разрезной азбуки и подчеркнуть две первые буквы
- прочитать и выписать слова с двумя согласными буквами в начале слова
- прослушать и назвать третий, четвёртый звук в предложенных сло¬вах
- назвать все звуки в предложенных словах и сложить из букв разрез¬ной азбуки и подчеркнуть две последние буквы
- прочитать и выписать слова с двумя согласными в конце слова
- прочитать и найти два первых и два последних звука в предложенных словах
- прочитать и назвать три первых звука в предложенных словах
- списать и подчеркнуть две первые и две последние буквы в пред-ложенных словах
- прочитать предложения и выписать слова с несколькими согласными, стоящими рядом
В дальнейшем работа направлена на закрепление фонематического ана-лиза, синтеза, звукобуквенного конструирования слов:
- вставить пропущенные буквы в слова
- составить слова различной звукослоговой структуры из букв раз¬резной азбуки выбрать из предложения слова с определённым количеством звуков, устно назвать их и записать
- добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово
- подобрать слова с определённым количеством звуков
- преобразовать предложенные слова
- из данного слова составить другие слова
- от записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова
- слово-загадка
- составить графическую схему предложения
- разгадать ребус
- определить, что изменилось (какой звук убежал?)
- придумать самостоятельно слова по графическим схемам и т.п.
 На начальных этапах работы по развитию фонематического анализа и
синтеза даётся опора на проговаривание. Однако не рекомендуется долго за-держиваться на этом способе выполнения. На протяжении всей начальной школы учитель развивает все более сложные формы фонематического анализа и синтеза, развивает зрительную и речеслуховую память, формирует умение анализировать морфологическую структуру слова, выделять корень, суффикс и окончание, расширяет и уточняет словарный запас слов и т.д. поэтому гармоничное включение этих заданий в процесс обучения будет полезно вдвойне, т.к. будет являться и закреплением полученных знаний и профилактикой  нарушений письменной речи у школьников.


ЛИТЕРАТУРА
1.    Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом //Известия АПН РСФСР 1955. Вып. 70.
2.    Безруких М.М., Ефимова С. П., Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. Тула: Арктоус, 1996.
3.    Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-методическое пособие. – М.,2006.
4.    Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно- методическое пособие. - СПб., 1997.
5.    Никашина Н.А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников // Недостатки речи учащихся начальных классов массовой школы. – М., 1965.
6.    Садовникова  И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. - М., 1997.
7.    Ястребова А.В. Коррекция недостатков у учащихся общеобразовательных школ. М., 1997.

Если Вам понравилась данная статья, поделитесь ссылкой на статью с Вашими друзьями и знакомымыми в соц. сетях, используя эту кнопку

strela

Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже

strela2

AddThis Social Bookmark Button
 

Логопеды.ру в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам!

 
 
Яндекс цитирования Логопедический портал Rambler's Top100