Схема портала Логопеды.ru Логопеды.ru

Присоединяйтесь к нам:

vk2odnfb2youtubegoogle-plus-icon tw

0312-05

Зонды постановочные

КУПИТЬ
zondy-new

gepatitru-banner-200x300

 

Главная: Полезные материалы Профилактика дисграфии у старших дошкольников с ФФНР
 

Профилактика дисграфии у старших дошкольников с ФФНР  

Учитель-логопед: Антонец Наталия Валериевна.
г. Санкт-Петербург. ГБДОУ детский сад № 202

Дошкольный возраст - важнейший период развития личности. Развитие речи во многом обуславливает этот процесс. К старшему дошкольному возрасту, ребенок осваивает речь как средство общения, познания, становления различных видов деятельности.

Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является  одним из важнейших. От степени его сформированности во многом зависит успех ребенка в дальнейшем обучении, т.к. в письме интегрируются психические, физиологические, двигательные, социальные функции человека.

Дисграфия  является одним из самых распространенных дефектов речи у детей младшего школьного возраста. Данное нарушение речи отрицательно влияет на весь процесс обучения, на школьную адаптацию, на формирование и характер всего психического развития ребенка.

Трудности при освоении детьми чтения  и письма существовали и ранее, однако на сегодняшний  день они приобрели значительную распространенность. В 50-е гг. XX в. (по данным Хватцева М.Е.) в массовых школах наблюдалось около 6% детей с дисграфией. На сегодняшний  день картина изменилась. Современные исследования, проведенные в Санкт-Петербурге, показывают, что во вторых классах массовой школы выявлено 53% детей с дисграфией, из третьего в пятый класс поступают 37% детей с данной патологией, в восьмой класс- 39% (данные опубликованы в работе Парамоновой Л.Г. «Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.). Это в свою очередь сказывается на грамот-ности взрослого человека, т.е. перерастает с социальную проблему общества в целом.

Целый ряд исследований разных лет по данной проблеме (Левина Р.Е., Корнев А.Н., Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г. и др), подтверждают мнение о том, что нарушение письма основывается на совокупности дисфункций, а именно:
- дефектов устной речи;
-недостаточно сформированные психические процессы и их произволь-ность;
-несовершенство зрительного восприятия;
-неловкость мелкой моторики.

На основе вышесказанного, можно констатировать, что дети с ФФНР входят в группу риска возникновения дисграфии в период школьного обучения.

Таким образом, профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР является важнейшим направлением работы учителя-логопеда.

Эффективность подготовки детей к письму тесно связано с определением оптимального для начала этой работы возраста. Л.С.Выготский поэтому поводу подчеркивал, что только в определенные периоды обучение оказывается легким и экономичным. Поэтому слишком позднее обучение так же трудно и малопродуктивно, как и слишком раннее. Акт письма – процесс сложный, многогранный, требующий достаточно высокого уровня развития у детей координированных движений руки, высокой точности исполнения. Пятый год жизни считается наиболее сензитивным возрастом для начала систематической работы по освоению детьми графических навыков, которые впоследствии становятся основой для элементарных навыков письма.

Анализ литературы (Никашина Н.А., Спирова Л.Ф., Ефименкова Л.Н.), посвященной проблеме патологии письменной речи у детей, показывает, что устранение недостатков чтения и письма должна осуществляться комплексно. Исходя из этого, профилактическая работа строится также.

Первый блок включает направления работы, обеспечивающие предупреждение акустической, артикулярно-акустической дисграфии, дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания, а именно:
- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
-работа над звукопроизношением;
-развитие навыков языкового анализа и синтеза;
-развитие слогового анализа и синтеза;
-развитие фонематического анализа и синтеза.

Второй блок включает направления работы, обеспечивающие предупреждение оптической дисграфии, а именно:
-развитие зрительного восприятия;
-расширение объема зрительной памяти;
-формирование пространственных представлений;
-развитие зрительного анализа и синтеза.

Третий блок включает развитие мелкой моторики, так как письмо является сложным психофизическим процессом, требующим высокого уровня развития мелкой моторики.

Важно подчеркнуть, что одним из условий эффективного взаимодействия детей и взрослых, является опора на  игровую деятельность. Игра основной  вид деятельности дошкольников. Сле5довательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речи ребенка.

Игра  в процессе подготовки детей 5-6 лет с ФФНР к освоению письма дает возможность использования большого количества разнообразных методов и приемов, повышающих интерес современных детей к данному виду деятельности Таких как, совместное  сочинение игр, их вариантов, усложнение уже  знакомых упражнений; образное представление графических элементов, разнообразные пальчиковые игры и т.д.

Таким образом, подводя итог, можно констатировать, что эффективность профилактической работы тесно связана с особенностями речевых нарушений у детей с ФФНР, работа носит комплексный характе и реализуется на основе игровой  деятельности.

Список использованной литературы
1.Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
2.Левина Р.Е. О генезе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи. Вопросы логопедии.- М., 1959.
3. Парамонова Л.Г. Как научить ребенка правописанию. – СПб.: «Дель-та»,М. : ООО «Издательство АСТ», 1997.
4. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2006.
5. Ростова Н.Н. О подготовке к школе детей с особенностями в развитии и поведении. Логопедия в детском саду.- 2008.№ 1(26).
6. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. развитие речи, Подготовка к освоению письма.- М.: ВАКО, 2005.
 
Адрес отправителя: 196603 г. Санкт-Петербугр, г. Пушкин ул.Саперная д.36, корп.9, кв.28
aantonec @mail.ru
Оригинал статьи в формате MS Word скачать

Если Вам понравилась данная статья, поделитесь ссылкой на статью с Вашими друзьями и знакомымыми в соц. сетях, используя эту кнопку

strela

Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже

strela2

AddThis Social Bookmark Button
 

Логопеды.ру в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам!

 
 
Яндекс цитирования Логопедический портал Rambler's Top100