Схема портала Логопеды.ru Логопеды.ru

Присоединяйтесь к нам:

vk2odnfb2youtubegoogle-plus-icon tw

0312-05

Зонды постановочные

КУПИТЬ
zondy-new

gepatitru-banner-200x300

 

Главная: Полезные материалы Развитие логического мышления дошкольников с ОНР средствами дидактических игр и упражнений
 

Развитие логического мышления дошкольников с ОНР средствами дидактических игр и упражнений

В. И. Фарафонова,
воспитатель группы компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи,
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 12, г. Белгород
Оригинал статьи скачать
Сертификат: не выдан

Ни у кого не вызывает сомнения важность процесса мышления в жизни человека. От способности человека быстро и эффективно решать поставленные перед ним задачи зависит успешность его учебы, карьеры, социальное положение. Нет ни одного аспекта деятельности, для успешного выполнения которого не понадобилось бы мышление.
При изучении мышления особое внимание уделяется динамике развития процесса мышления; возрастным особенностям; факторам, влияющим на развитие; индивидуальным особенностям мышления.
Мышление - это высочайший познавательный процесс, активная форма творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других познавательных процессов состоит в том, что оно почти всегда связанно с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.
Словесно-логическое мышление один из видов мышления, который связан с речью. Два других: наглядно-действенное и наглядно-образное - осуществляются посредством действий и образов. Словесно-логическое мышление характеризуется использованием суждений и умозаключений.
Возраст 5-8 лет - очень ответственен в становлении словесно-логического мышления. Для того, чтобы учить ребенка мыслить и рассуждать правильно, то есть по правилам мы должны знать и применять правила логики.
Воспитателям и родителям не следует приуменьшать способность детей старшего дошкольного возраста решать предлагаемые задачи. Темп переработки информации у детей быстрее, чем у взрослых. Дети обладают большей способностью соотносить слова с образами того, что эти слова обозначают. Но уступают взрослым в устойчивости внимания, в умении концентрироваться на решении задач.
Воспитателям нужна не теоретическая логика, а прикладная логика, как логично мыслить. Практическая логика нужна для контроля над правильностью рассуждений. Рассуждения выступают в виде текстов. Текст передаёт информацию. Надо чётко представлять себе, какую роль играет логическая переработка информации и логические выводы из неё.
Обучая ребенка логичности мышления, мы в начале обучения используем не искусственный, а естественный логический язык, базовый язык мышления, а потом переходим постепенно к освоению символической логики. Детям с общим недоразвитием речи нужно постоянное осмысливание событий и явлений. Например:

- Почему летом нельзя кататься на лыжах?
- Почему зайца трудно увидеть на снегу?
- Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдет?
- Что будет если из башни вынуть нижний кубик?
- Как, не выходя на улицу, узнать - дует ли ветер?
Такую работу мы проводим в процессе всех режимных моментов. Важно приучать детей задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из телефильмов, рассказов, сказок. Сначала задаём наводящий вопрос, даём толчок мысли, затем опрашиваем других детей, выясняем, кто из отвечающих прав и только после этого объясняем сами.
Важным упражнение является сравнение, выявление различий в сходном и общее в различном. Например:
- Чем отличаются кукла и девочка?
- Чем отличаются птица и самолет?
- Чем отличаются куст и дерево?
- Что общего у дерева и цветка?
- Что общего у дерева и муравейника?
- Что общего у шарика и яблока?
Полезным упражнение является отгадывание загадок, не только народных и авторских, но и составленных воспитанниками. Например:
- Передние лапы короткие, а задние длинные (заяц).
- Четыре ноги, да не ходит (стол, стул).
Более сложное упражнение - пословицы и поговорки. Сначала даем 2-3 варианта объяснения, из которых дети выбирают подходящие. Например: «Не в свои сани не садись».
Варианты объяснений: не садись на сломанный стул; не берись за дело, которое не сможешь выполнить или мальчик не умеет играть, а сел за пианино. Естественно, чтобы дети научились понимать и объяснять смысл пословиц и поговорок, мы при каждом удобном случае их используем, например, после того как дети поработали на участке, собрали сухие листья и веточки, мы произносим: «Клади по ягодке - наберёшь кузовок» или «Зёрнышко к зёрнышку - будет мешок».
Детям очень нравятся упражнения на смекалку:
- На столе лежит четыре яблока. Одно из них разрезали пополам и положили там же, сколько яблок на столе?
- Горели три свечи, одна потухла, сколько свечей осталось?
- Девочке - год, её брату - два, какой будет разница в возрасте у них через пять лет?
- На каждой ветке висят груши, сколько их будет на пяти ветках березы?
Чтобы задачи легче воспринимались и запоминались, они облекаются не только в конкретно-образную, но и в стихотворную форму.

Посадила мама в печь Да еще один пирог
Пироги с капустой печь. Кот под лавку уволок.
Для Наташи, Коли, Вовы Если можешь - помоги:
Пироги уже готовы. Сосчитай-ка пироги!

Три цыпленка стоят, Сосчитайте повернее,
На скорлупки глядят, Отвечайте поскорей:
Два яичка в гнезде Сколько будет цыплят
У наседки лежат. У наседки моей?

Мальчик по лесу гулял Семь гусей пустились в путь
И грибов насобирал: Два решили отдохнуть
Под кусточком - ровно пять, Сколько их под облаками?
Под березкой - пять опят, Сосчитайте, дети, сами.
И четыре - под осиной.
Сколько будет их в корзине?

Арифметика часто сочетается с геометрией. Детям предлагается выложить на столе из пяти палочек два треугольника; построить из шести палочек четыре треугольника.
Занятия оживляются сюжетно-ролевыми играми по таким сценариям, как «На арене цирка», «Полет к Марсу» и т. п.
Все эти упражнения способствуют развитию у детей логического мышления. Математика по праву занимает очень важное место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.

Список использованной и рекомендуемой литературы
1.Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 208с.
2.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 94с.
3.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. – 240с.
4.Тихомирова Л.Ф. Логика для дошкольников. Упражнения на каждый день. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1999. – 256с.

AddThis Social Bookmark Button
 

Логопеды.ру в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам!

 
 
Яндекс цитирования Логопедический портал Rambler's Top100