Схема портала Логопеды.ru Логопеды.ru

Присоединяйтесь к нам:

vk2odnfb2youtubegoogle-plus-icon tw

0312-05

Зонды постановочные

КУПИТЬ
zondy-new

gepatitru-banner-200x300

 

Главная: Полезные материалы Социализация детей с нарушениями речи в комбинированной группе детского сада
 

 

lori-0004548161-bigwww800

Социализация детей с нарушениями речи в комбинированной группе детского сада

Автор: учитель-логопед 1КК, Бухарина Наталья Николаевна

Оригинал: скачать.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации. 

Наряду с другими направлениями развития ребенка, стандарт выдвигает ряд требований к социально-индивидуальному развитию детей.  К числу этих требований относятся: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие самостоятельности, целенаправленности  собственных действий; становление социального и эмоционального интеллекта; уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, безопасного поведения в обществе. 

В настоящее время возросло количество случаев, когда у ребёнка в процессе общения  возникают трудности, связанные с различными нарушениями речи разной сложности, при этом, дети имеют нормальные потенциальные возможности. В своей теории культурно-исторического развития психики Л. С. Выготский обратил внимание на то, что любой дефект, ограничивая взаимодействие ребёнка с окружающим его миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества. 

На момент поступления в школу около трети всех детей имеют нарушения речи разной этиологии, характера и степени выраженности, которые обуславливают ограничения в их социализации. 

Педагоги также отмечают низкий уровень развития в коммуникативной и познавательной сфере, недостаточность произвольности поведения, эмоциональную неуравновешенность и слабо развитую речь. Конечно, с возрастом эти нарушения могут исчезнуть, но могут и приобрести стойкий выраженный характер. 

Всё это создаёт определённые проблемы, затрудняющие отношения ребёнка с ровесниками и взрослыми, препятствуют его успешной социализации. А если нарушение сложное, то оно может привести к тому, что ребёнок замкнётся в себе, перестанет общаться и говорить. 

Иногда родители, по незнанию или в силу своей педагогической некомпетентности не придают большого значения нарушениям речи, которые замечают у своих детей, а порой и не видят их. Они не задумываются о том, что речевые нарушения влекут за собой такие проблемы как нарушение коммуникативной сферы, а между тем такие дети вызывают тревогу, прежде всего по тому, что самостоятельно свои проблемы они решить не могут.

 Поэтому детям с нарушениями речи для дальнейшей успешной социализации нужна своевременная,  квалифицированная помощь.

При социализации детей с нарушением речи мы выделили несколько направлений для исправления такой ситуации.

Нравственное направление: На первом этапе становления ребенка как личности в социуме важно обеспечение воспитанников знаниями   правильного обращения детей к взрослым и сверстникам.  Во время НОД,  сюжетно-ролевых игр,   вместе учимся знакомиться, играть, обращаться с просьбой, задавать вопросы (как тебя зовут? Можно взять твою игрушку? Помоги собрать мазайку).  В игровой форме  провели  специальные мероприятиях  на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Дружные ребята». 

Процесс обучения станет творческим как для педагога, так и для ребенка, если он будет организован как исследовательская, поисковая деятельность. Поэтому на следующем этапе нравственного направления совместно с детьми сочиняем истории или сказки.

 Например, на основе известных  сюжетов  мы предлагаем детям творчески преобразовать ход повествования, придумать различные концовки в нравственном направлении, ввести непредвиденные ситуации, соединить несколько сюжетов в один и так далее. Такие творческие задания формируют у ребенка с нарушением речи умение думать, рассуждать, подвигают  к самостоятельному поиску решений, к моделированию собственного поведения. Дошкольник сможет на конкретных примерах установить несоответствие нормам поведения и решить, как его исправить. 

Экономическое направление:  С помощью совместных дидактических игр для социализации детей, формируем  правила  поведения в торговых учреждениях, в поликлинике, библиотеке. Во время свободной деятельности  приводим доступный для детей пример  бережного отношения к мебели, книгам, одежде, создаем  игровую проблемную  ситуацию. (порвалась книга, она заболела, книга грустит) 

В этом случае организовываем практическую деятельность,(ребенок сам или с помощью взрослого ремонтирует книжку). В деятельность ребенка и взрослого входят  игровые ситуации, ролевые игры, игры-драматизации: «Вылечим книжицу», «Мишутка заболел», «Путешествие на автомобиле»  и т.д..  

Игровые модели строим в соответствии с интересами и возможностями детей, с их социальным опытом и возрастными особенностями, организовывая экскурсии в магазин, на рынок, почту. 

Патриотическое направление  является очень важным для формирования целостной личности, как для детей с нормой речевого развития, так и для детей с речевыми нарушениями. Нормой развития является  раннее осознание себя представителем русской нации, гражданином России, жителем родного города, членом своей семьи. 

Дети-логопаты  испытывают затруднения в произношении названия стран, городов, улиц. Бывает, что у ребенка с задержкой речевого развития нарушено восприятие  семейных ценностей, осознания себя членом семьи и общества ( я не Ваня Семёнов, я просто Ваня). Реализация проектов «Наша дружная семья», «Семья –это важно!» положительно отразились как на развитии ребенка, так и на понимании  родителями  своего малыша.  Современные дети легко и с удовольствием принимают  компьютерные технологии, поэтому мы  организовываем  виртуальные экскурсии, просмотр  презентаций  на темы: «Москва-столица России», «Красная площадь», «Города-герои». 

Художественно-эстетическое направление обеспечивает организацию развивающей среды для занятия творчеством. В группе открыты  центры  изобразительной деятельности (лепка, аппликация, коллаж.  Для детей с речевыми проблемами важно усиленное развитие мелкой моторики, поэтому каждую неделю меняется тематика материала в соответсвии с лексической темой, куда входит пальчиковая гимнастика, мини-театр. Упражнения на фонематическое развитие помогает развить способность различать фонемы и определять звуковой состав слова, наборы картинок для составления рассказов решают проблему логического мышления и развития связной речи,  что положительно сказывается на этапах развития социального поведения детей в комбинированной группе. 

В центре  музыкальной и театральной деятельности (музыцирование, театральные постановки) дети знакомятся с музыкальными произведениями, композиторами,  пропевают логопедические распевки. 

Для детей 6-7 лет организован центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности (вышивка, бисероплетение). 

Физическое направление:  На занятиях по физическому развитию организуем интересные  подвижные игры с проговариванием, речевками, закличками. Во время прогулок игры с мячами, обручами, эстафеты, хороводные игры.   

Проводим спортивные семейные праздники. 

Такая работа  несомненно проводиться в тесном сотрудничестве логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому развитию и родителей. 

Взрослые  используют игровые упражнения, которые активизируют речевую деятельность детей, подбирает сюжетно-ролевые игры и упражнения, способствующие эффективному развитию речи, включает таких детей в коллективную деятельность, во время подвижных игр на прогулке следит за тем, чтобы дети в игре чувствовали себя уверенно.

Мы постоянно  корректно объясняем родителям какие действия они могут совершить в направлении решения данной проблемы.

С помощью их  постоянного внимания к формированию речи детей в повседневной жизни у дошкольников наблюдаются более правильные высказывания, грамотность, развернутость речи. 

У детей повышается речевая активность, они быстро овладевают речью, как полноценным средством общения и познания окружающей действительности. Совместная деятельность позволяет родителям участвовать в коррекционно-развивающей работе, участвовать в совместных проектах  и видеть динамику развития речи своих детей.

Большинство детей, которые посещают комбинированные группы, в коммуникативном отношении успешны. Они способны налаживать контакты, умеют договариваться о совместных игровых, действиях, планируют для себя какие-то задачи и пробуют выполнять их. Свободно излагают свои просьбы, делятся впечатлениями и задают вопросы.

 

У детей происходит развитие и активизация речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных качеств, что способствует формированию их положительной социализации в обществе и это является базой для формирования социально-адаптивной личности воспитанника и предпосылкой к успешному образовательному процессу в школе. 

 

AddThis Social Bookmark Button
 

Логопеды.ру в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам!

 
 
Яндекс цитирования Логопедический портал Rambler's Top100