Схема портала Логопеды.ru Логопеды.ru

Присоединяйтесь к нам:

vk2odnfb2youtubegoogle-plus-icon tw

Зонды постановочные

КУПИТЬ

zondy

gepatitru-banner-200x300

 

Главная: Полезные материалы Логопедическая ритмика для детей с речевой патологией
 

Логопедическая  ритмика  для  детей  с  речевой  патологией.
Консультация для педагогов  и  музыкальных  руководителей

Горохова Лидия Васильевна,
учитель-логопед , г.Ногинск-9 , Московской области,
МБДОУ №100 "Маячок"

Оригинал: скачать

Сертификат о публикации: sertifikat-gorohova

 

Основателем  системы ритмического воспитания  является швейцарский музыкант – педагог Жак- Далькоз. Применяя гимнастику для своих учеников  для лучшего  усвоения грамоты.

Н.Г.Александрова в 1915 году –основатель   логоритмической  гимнастики  в России (создала ассоциацию  ритмистов).

Ритмическая гимнастика – двигательная система, в основу всей системы  входят  упражнения, которые воспитывают  и развивают чувство ритма  через  движения и тесно связаны с музыкальным  ритмом. Музыка является как средство  воздействия на движения, а движения как средство выражения музыки.

Занятия по логоритмике  проводятся по четырём  разделам:

1.Раздел – общеподготовительный.
а) организация детского коллектива;
б)развитие психофизических  навыков.

Цели и задачи раздела:
1.Организовать коллектив.
2.Активизировать внимание.
3.Привитие навыков движения в коллективе.

2.Раздел- вспомогательные физические упражнения.(Гимнастические  упражнения с речевым произношением).
Цели и задачи раздела:
1.Добиваться правильной осанки.
2.Развитие мелкой моторики.

3.Раздел – ритмический.
а)темп;
б)динамика;
в)ритм.

Музыкальный ритм – сочетание звуков разных по протяжности и силе. Ритм – основа  раздела, который выполняет и развивает  чувства ритма через движения в речь.

1.Движение динамики  совпадает с музыкой.
2.Музыкально – речевые упражнения.

4. Раздел – заключительный.
Цели и задачи раздела:
1.Успокивающие.
Проводить  специальные  музыкально-ритмические  занятия для маленьких детей впервые было предложено профессором В.А.Гиляровским в 1930 году. Он писал: «Из того многообразного действия, которое оказывает ритмика вообще на невротика, влияние на общий тонус, настроение и в особенности на моторику».

Если музыка вообще оказывает благоприятное воздействие на эмоционально-волевую сферу, то тем эффективнее  оказывается её влияние, когда она положена в основу специальной двигательной системы, имеющей целью  регулировать движения, речь и поведения ребёнка. Принимая во внимание, что при нарушениях речи наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребёнка, а задача логоритмики  заключается в том, чтобы путём особых музыкально-ритмических приёмов помочь исправить моторику и речь, то-есть обеспечить  полноценное развитие будущего гражданина.

ОСОБЕННОСТИ  ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ  РИТМИКИ.

Логопедическая ритмика – ветвь лечебной ритмики. Лечебная ритмика является одной из форм  своеобразной лечебной терапии, благотворно действующей как на физическую, так и на психическую жизнь  нервнобольного. С раннего возраста приходится  обращать внимание на  физическое воспитание  ребёнка, поэтому  возникает необходимость создания в наших логопедических группах  таких условий, которые обеспечат ребёнку  нормальное физическое развитие. Это  очень важно для детей с   речевыми  нарушениями. Дети в логопедической группе вынуждены  часто проводить  время  в сидячем положении  за столом. То ли они рассказывают содержание картинки, то ли играют в лото  или же занимаются постановкой звуков. Но биологическая потребность  детского организма заключается в движении, поэтому необходимо удовлетворить эту потребность детского организма путём ввода гимнастики  и подвижных игр в режим  дня ребёнка. Большинство движений, совершаемых  человеком, не  являются врождёнными, они развиваются в процессе жизни и зависят от окружающей среды и соответствующего воспитания.

Занятия по развитию движений, у детей осуществляются  с одной стороны, физическим развитием  (костно-мышечной системы, правильной  осанкой,  формирование правильных навыков движения,  ориентировки  в пространстве,  согласование движения с ритмом, развитие  ловкости, скорости,  силы  движений), а с другой стороны, воспитание выносливости, организованности,  активности  и других  положительных  черт  характера.

В работе с детьми  по развитию  движений  условно  можно  выделить  следующие три формы:
1.Основные движения.
2.Общеразвивающие   упражнения.
3.Подвижные  игры.

1. Основные движения   благотворно влияют  на всестороннее  физическое развитие детей, укрепляют  мышцы,  улучшают  работу  сердечно – сосудистой и дыхательной  системы, обогащают   двигательный опыт детей. Эти  упражнения  способствуют  укреплению нервной системы, благотворно влияют   на соотношение  возбудительных  и тормозных  процессов в коре головного мозга, что создаёт  у ребёнка  уравновешенное  нервно  - психическое  состояние.

2.Общеразвивающие  упражнения  всесторонне  воздействуют  на организм детей  и приучают их к точным  и чётким  движениям, выполняемых  в  определённом  ритме и темпе, а иногда и с музыкальным сопровождением.

3.Подвижные игры  способствуют  развитию  инициативы,  активности детей и являются  наиболее  эффективной  формой работы  по развитию  движений. При проведении  подвижных  игр  могут  ставиться  следующие  задачи: развитие умения ориентироваться в пространстве,  изменять темп  движений, ритмично  двигаться, воспитание ловкости движений.

У детей с речевой патологией мы часто  наблюдаем  нарушения  двигательного порядка. Например, у заикающегося  ребёнка не редко  бывает  нарушен  ритм движений. Те насильственные  движения в области  речевого  аппарата, которые возникают  при заикании  могут  распространяться и на  движение мышц лица,  рук, ног и всего туловища.

У детей  алаликов  нередко отмечается слабая  ориентировка в пространстве, нарушение  координации движений, равновесия. У детей с дизартрией можно наблюдать  вялость движений, а иногда насильственные (гиперкинезы) или напряженные (спастические) движения. Вот почему  в работе с детьми логопатами  необходимо включать коррекцию их речевой  и общей моторики. На занятиях  обязательно нужно учитывать  характерологические особенности  этих детей. Каждый из них  является маленькой  самостоятельной личностью, поведение которой зависит от тяжести речевого нарушения. Поэтому, приступая к логоритмическим  занятиям, логопед должен  иметь полную характеристику  на каждого ребёнка.  Музыкальный работник и логопед  работают в тесном контакте. При подборе материала  для каждого занятия  музыкальный руководитель должен учитывать корригирующее значение выбранных видов работы  для  тех дефектов,  которые присутствуют при данном  речевом  нарушении. Немаловажно учитывать  доступность  этого материала в зависимости от степени  задержки  речевого  и умственного развития. Подбор материала для каждого  занятия должен  согласовываться  с этапами  логопедической  работы. От логопедических  занятий  не редко зависит  не   только содержание,  но  и направленность. Так,  если  музыкально – ритмические  занятие  перед  логопедическим  занятием,  то  задачей его является  подготовка детей  к речевому  занятию, т.е.  детей  не  следует  перегружать  новым  материалом  и  возбуждающими играми. Когда  музыкально- ритмическое  занятие чередуется  с  логопедическим, тогда  целесообразно  подбирать  такие  упражнения,  которые  будут способствовать  активному  отдыху  детей. В  музыкально – ритмическое  занятие, когда оно следует  после  логопедического,  полезно включать  побольше  подвижных  игр. Музыкально – ритмическое  воспитание  детей логопатов  служит  целям  коррекции. Так, например,  слушание  музыки  помогает  воспитывать  слуховое  внимание,  сосредоточенность, выдержку, успокаивающее  действие  на одних  и  поднимает  тонус  других.

Дети  учатся  различать  звуки  музыкальных  инструментов,   определять  направление,  по которому   доносится  звук, находить  разницу  в  силе, высоте  и  длительности  звука.  В  работу  по логопедической  ритмике  включаются упражнения,  регулирующие  мышечный  тонус, активизирующие  внимание,  воспитание  чувства музыкального  ритма, речевые  игры, пение. Основной принцип  системы   музыкально- ритмического воспитания  заключается в  тесной  связи  движения  с  музыкой. Музыка – как  одно  из  наиболее  доступных  искусств  с  ее  огромным эмоциональным  влиянием, с ее  богатыми  средствами  выразительности  даёт  возможность  бесконечно  разнообразить  приёмы  движений  и  характер  упражнений. Гибкость системы  позволяет  найти  её  применение  в  разных  областях  и видоизменить  её метод  работы, в зависимости  от потребностей данной  области. Особенность методики заключается в  том, что в  упражнениях  большое  внимание  уделяется слову. Музыка  в  данном  случае   используется  для  создания  особого метода, направленного на  исправление  разнообразных  форм  речевого расстройства. Введение  слова  дает возможность  создавать  также и целый  ряд  упражнений, руководимых не  только музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной  форме, позволяющей  сохранить при этом  принцип  ритмичности  в  движениях. В  двигательные  задания  включается речевой материал,  над  качеством  которого  призвана  работать логопедическая  ритмика. На  занятиях  музыка не просто сопровождает  движение, а  является его руководящим началом, т.е. музыкальный  ритм  является  организующим  моментом. Идейное  содержание музыки,  оттенки, темпе и  и другие  средства  музыкальной  речи  могут быть использованы  для  упорядочения  характера и темпа движения,  особенно  нужного детям,  страдающим  темповым  расстройством речи, корригирующими  часто с  беспорядочным    беспокойным характером  движения. Таким  образом, влияние  музыки в упражнениях  может служить целям  воспитания в  широком смысле  слова. Значит, в основе   первого метода   логоритмики  лежит принцип организованности, а в основе второго метода- стремление  растормозить  перенапряженный  мышечный  тонус. В основе третьего  метода -   развитие  волевой  сферы.

Логопедическая  ритмика  с детьми  проводиться на специальных  занятиях. Она  может также входить элементами  в логопедическое и  воспитательское  занятие. И в том и в другом случае  формы ее разнообразны: отстучать определённый  такт, изменить  темп, характер или просто  направление движения в зависимости от темпа или  характера  музыки, пения,  мелодекламации, рассказывания  стихотворений в  сопровождении  соответствующих  движений, танцы, пляски, речевые  игры. На логоритмических занятиях  используются  в основном  игровые формы, чтобы вызвать больший интерес  у детей  и активизировать их.

Основным  материалом  по  развитию  чувства ритма в движениях являются  танцы, хороводы и игры. Разучивание  элементов танца  непременно  надо  сопровождать счётом. А  ещё  полезнее выбирать танцы  со  словами,  они помогут лучше  прочувствовать ритм  и  запомнить  последовательность  движений.

Пример:
«Веселей  танцуйте, ножки,
Раз, два, три, четыре, пять.
Громче хлопайте, ладошки,
Начинаем  танцевать»
«Вправо, влево  поворот,
А потом  наоборот
Влево, вправо поворот…»(«Полька» С.Рахманинов)
Сделай ручкой хлоп, хлоп, хлоп,
Сделай ножкой топ, топ, топ («Полька» М.Глинка)

Также  полезны игры  без музыки и музыкальные: «Заинька, выходи», «Яблонька», «Скворцы и воробей» и другие. Когда движения  детей будут  отвечать  предъявленным к ним  выше требованиям, то их, как и музыку,  можно использовать в работе  над ритмом речи. Движения должны  сочетаться  с  ритмико- словесным  ударением  стиха. Каждый шаг  приходиться на ударный  слог.

Пример:
«Ищут пожарные, ищет милиция
Ищут фотографы в нашей столице».
Или  «По дорожке вдоль  пруда 
Я гуляю  иногда»

Скачут  на одной  ножке,  руки  в  стороны,  изображая букву «Т», каждый скачок  совпадает с ударением.

Буква Т
На тонкой  ножке
Ловко скачет
По дорожке.
Подражают  полёту  птиц.
Я лечу, лечу, лечу,
Облететь весь  мир хочу.
У меня  на  нитке
Письма  и  открытки.

Но мы должны всегда  отдавать себе отчёт в том, в нашей  работе  важен  не только практический  материал,  но и очень  важна  форма  его  подачи. В  подаче  важны хорошие  словесные  пояснения,  четкость дикции,  ясность изложения,  увлекательность  и  доступность. Влияние  упражнения  зависит не  только от  существа его и  его педагогической  ценности, но и от умения  подать задание в интересной  форме, соответствующей возрасту  ребёнка. Все  дети и, конечно же, наши очень любят  выполнять  образные  задания  в   игровом  характере. Прыгают «зайчики», «мишки», «раскрыли  крылышки как птички», - такие  упражнения  имеют  всегда   неизменный  успех. Не меньшее  удовольствие  вызывает  у  детей  процесс  изображения  какого-либо  трудового процесса.

Пример:
«Пильщики»
Пили пила,  пили живей,
Мы домик  строим для  зверей.
В  нём  серый  зайчик  будет жить
И с нами будет он дружить

«Плотники»
Молоточком  я  стучу (2 удара)
В стенку гвоздь вколочу (2 удара)
Гвоздь вбиваю сильней (2 удара)
Для картинки  моей (2 удара)

Детская фантазия в этом направлении  неисчерпаема, а  иногда  простое  упражнение  может обратиться в игру,  не  теряя  своей  ценности. Она же стимулирует  ребёнка  к выразительности  движений. Можно  привести ещё  несколько  примеров  упражнений  на  координацию  речи с движениями.

1.Один из  детей -  пастух, ходит среди  ребят, расположившихся  на лугу (полу). Пастух  играет на дудочке и говорит:
«Ай, ду-ду, ай,  ду-ду,
Я всё стадо  стерегу.
Ай, ду-ду, ай, ду-ду,
На зелёном  на лугу. (Роль  пастуха  исполняют  поочерёдно)

2.Дети ходят по  кругу  на  носках:
Маме надо  отдыхать,
Маме хочется  поспать,
Я на цыпочках  хожу,
Я  её  не  разбужу.

Словесный  материал на  логоритмических  занятиях  будет всегда  служить  практикой  для  введения  приобретённых звуков в речь.

Не  всегда  следует  доводить  упражнение до  совершенства. Этого не требуется, так  как  возобновляемые на следующих, а если нужно и на двух-трёх  последующих  занятиях, упражнения  безусловно будут  лучше  и чище. Нужно  терпеливо  относиться  к  качеству выполняемых  упражнений. Большую  помощь может  оказать  метод  вызова  по  одному, попарно или тех, которых  хорошо  покажут  задание  и смогут  служить  наглядным  примером  того, как следует  правильно  делать данное  упражнение.  Другим  методическим  приёмом   служит  соединение в пару  успеваемых  и неуспеваемых,  младших и старших,  более робких  с более смелыми.

Логоритмические  занятия следует проводить  в  виде  увлекательной  игры  и соблюдать  следующие  принципы:

1.Систематичностию.
2.Переход  от  простого  к  более сложному, от знакомого к  новому.
3.Планирование занятий.

В планировании  занятий  следует  включать следующие  виды  работы:
1.Пение.
2.Вводные  упражнения,
3.Упражнения,  регулирующие  мышечный  тонус.
4.Речевые  упражнения без  музыкального сопровождения.
5.Упражнения, активизирующие  внимания.
6.Упражнения, воспитывающее чувство   музыкального ритма.
7.Игра.
8.Заключительные  упражнения.

1.ЦЕЛЬ ПРИ ПЕНИИ - пение  регулирует дыхание, развивает лёгкие, расширяет  грудную  клетку, помогает   вырабатывать  плавную и полнозвучную  речь. В  пении  можно автоматизировать  поставленные  звуки, громко петь  не  нужно,  лучше  контролировать  выразительность  интонации. Кроме  пения  хором, можно петь  отдельно,  обращая  внимание  на артикуляцию. Слово вводится в пение. В выборе  песни  следует  учитывать: СОДЕРЖАНИЕ И ТЕКСТ  ПЕСНИ, ТЕМП И ДИАПАЗОН, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ФРАЗ.

Песни  желательно  начинать  с  коротких  фраз, а для  заикающихся рекомендовано  -  слитное пение.

2.ЦЕЛЬ ВВОДНЫХ  УПРАЖНЕНИЙ:
Даются легкие  задания в виде  маршировки, учат ходить по кругу.  Ходить по одному,  парами, соблюдая  дистанцию,  поворачиваться,  ориентироваться в  пространстве, ходить спиной  по  кругу, ходить наоборот, не сужая круга, строиться колонной( две колоны – поезда встретились  и  разошлись). Просто слушать музыку  разного характера – не давая разъяснения. Под музыку  можно  шагать, показывать как летают птички в вальсе(кружатся, соблюдая ритм и характер музыки, движения)

В  словесных  упражнениях  используют– расчет 1,2,3, по порядку. Дается автоматизированная  речь.

3.ЦЕЛЬ УПРАЖНЕНИЙ, РЕГУЛИРУЮЩИХ  МЫШЕЧНЫЙ  ТОНУС – даются упражнения  на чередование  напряжений и расслаблений под  музыку. Этим  способом ребёнок учится понимать, как  управлять своими движениями. Улучшается осанка, походка,  координация движений, равновесие. Здесь  же  фиксируется  внимание  на  дыхание, но  требуют,  чтобы  ребенок  не выполнял  упражнения  с открытым ртом,  не  задерживал  дыхание,  не  допускайте  переход  от  бурных, активных  движений, сразу  к  сидячим  играм. Используют  марш,  чтобы  отрегулировать  дыхание. 

4.Цель  речевых  упражнений без  музыкального  сопровождения:
Речевые  упражнения – это своего рода  физминутки,  произношение  в ритмизированном   стиле. Стихи могут быть как в сочетании  с  движениями, так и без  них. Используют  наклоны, движения  с лентами. При  их  выполнении  используем  стихи, согласно игре, движениям. Выбирается  ведущий  из  детей.

5. Упражнения,  активизирующие  движения.
Цель упражнений, активизирующих  внимания – направлены  на  стимуляцию  внимания  и  памяти, на  быстроту  и  точность  реакции. Тренировка  зрительной,  слуховой  и  двигательной  памяти.

6.Цель  упражнений,  воспитывающих  чувство  ритма –заострять внимание  на   эмоциональное  содержание. Здесь  передаем   характер  музыки, можно   соотнести к  игре. Плавно  выполняют  движения  под вальс, маршируют как солдаты.

7.Цель игры: можно преследовать разные  цели:  подвижные  игры  с музыкой или  без  музыки,  обязательно  вводится речевой  материал  в  виде отдельных  слов  или  предложений. В  игре  воспитывать – выдержанность, чувство  коллективизма, умение  мириться с поражением.

8. Заключительные  упражнения. Цель: ребёнок  должен быть готов к следующему  занятию,  нужно  постараться  переключить его внимание.
Приёмы: прослушивания  музыки,  воспитание  познавательных  навыков,  назвать имя  композитора, раскрыть  особенности этого   музыкального  произведения.

Литература:
Пунина З.Е. «Ритмика для детей с  расстройствами речи  и  слуха»
Самойленко Н.С. и Гринер В.А. «Логопедическая  ритмика»

AddThis Social Bookmark Button
 

Логопеды.ру в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам!

 
 
Яндекс цитирования Логопедический портал Rambler's Top100