Схема портала Логопеды.ru Логопеды.ru

Присоединяйтесь к нам:

vk2odnfb2youtubegoogle-plus-icon tw

Зонды постановочные

КУПИТЬ

zondy

gepatitru-banner-200x300

 

Главная: Полезные материалы Ребенок картавит? Срочно к логопеду!
 

Ребенок картавит? Срочно к логопеду!

logoped fishСегодня мы начинаем цикл материалов о том, как воспитывать дошколенка, чтобы он смог правильно говорить и грамотно писать

Наверняка вы заметили, как часто с экранов телевизоров и из радиоприемников льется теперь картавая речь. А в жизни мы все чаще сталкиваемся с людьми, не способными без ошибок написать даже собственное резюме. Специалисты считают: между неправильным произношением (дислалией) и неграмотностью - прямая связь.

- Дислалия - это нарушение звукопроизношения, - рассказывает логопед с многолетним стажем, директор Центра нетрадиционных речевых расстройств Галина Андреевна Троян. - Ее обычно предваряет задержка речевого развития. А та, в свою очередь, свидетельствует об общем отставании развития ребенка. Понятно, что в школе такие дети учатся плохо и сразу попадают в разряд отстающих.

Дислалия проявляется обычно к 4 годам. Как правило, параллельно идет нарушение фонематического слуха: часть звуков ребенок не слышит, а поэтому и не произносит их. Если родители видят, что малыш испытывает сложности в речи, тянуть не стоит. Чем раньше вы обратитесь к логопеду, тем больше надежды на то, что к школе проблемы со здоровьем удастся решить. В противном случае дислалия может плавно перейти в дисграфию (неспособность грамотно писать) и дислексию (неспособность к чтению).

Различают две формы дислалии. Если человек не выговаривает один звук (типичный случай), например «Р» или «Л», то это простая форма. При умелом подходе это устраняется за три месяца.

Но бывает так, что не «звучит» половина алфавита. Может не быть даже, казалось бы, простого звука «Ы». Тогда работать с логопедом дошкольнику придется год, а может, и больше.

Что является причиной дислалии?
Генетика.
Мало занимались с ребенком в младенчестве.
арушение строения артикуляционного аппарата.

Что делать?
Мамы с папой должны знать:
что к одному году в словарном запасе ребенка должно быть 8 - 12 слов;
что к 1,5 года должно сформироваться умение говорить целыми фразами;
что, если к двум годам ребенок не заговорил, стоит показать его специалистам, чтобы вовремя обнаружить причину «немоты». Вполне вероятно, что у него частичное снижение слуха - то, что в народе называют тугоухостью, поэтому он просто не в состоянии воспроизвести нужные звуки. Квалифицированный логопед такие вещи умеет распознавать.

Если совсем маленький (еще не говорящий) ребенок не слышит шепот (не отзывается, не поворачивает голову, когда вы его зовете по имени вполголоса), готовьтесь к тому, что он не справится с шипящими и свистящими звуками. Но лучше этого не дожидаться, а обратиться к специалисту.

Ликвидировать «милую картавость» и прочие «очаровательные» дефекты речи нужно обязательно. Это свидетельство вашей культуры и вашего уважительного отношения к собственному ребенку.

Предостережение для мам!

Не доверяйте логопедам-шарлатанам, которые обещают за два сеанса выправить речь вашему ребенку. Скорее они добавят проблем и в лучшем случае не решат ту, с которой вы к ним пришли.

Постановка звуков - строго индивидуальное занятие. Если с вас дерут деньги и при этом сажают мальца в группу с ему подобными, знайте: это нарушение всех правил, и толку от таких занятий не будет.

Прежде чем учить дошколенка-дислалика иностранному языку, сначала надо справиться с родными звуками. И только потом браться за освоение «чужих».

ПОЛЕЗНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Можно попробовать дома позаниматься с ребеночком, если вы чувствуете, что у малыша неповоротливый язык. Врачи рекомендуют самостоятельно работать над правильным звуком «Р». Вот тренировочные упражнения для разработки языка:

«Лопаточка». Положить язык на нижнюю губу (то, что мы бы назвали «вывалить язык наружу»), и пусть он там лежит спокойно некоторое время. А потом заострить его кончик так, чтобы края языка не сворачивались трубочкой, а оставались в прежнем положении.

«Мясорубка». Покусываем распластанный язык, постепенно то «вываливая» его наружу, как «мясо», то убирая назад. Работаем над мелкими движениями - детям они обычно трудно даются, они сразу высовывают весь язык.

«Как кошка пьет молочко». Нужно поболтать язычком, причем языком выполнять движения кошки, когда она лакает, и следить за тем, чтобы подбородок при этом оставался неподвижным.

«Как лошадка едет». Цокаем языком с широко раскрытым ртом и опять-таки следим за неподвижностью подбородка.

Скороговорка на звук «Р»:
КРот и кРолик кРышу кРыли.
КаРп и кРаб дРова Рубили.
ДРозд хоРьку кРоил сюРтук.
КРыса пРыгала вокРуг.
ТРяпки куРица тащила.
КенгуРу хаРчо ваРила.
ДРозд в коРыте фРак стиРал.
БобР бРуснику собиРал.
НоРка гРомко гРызла коРку.
Я твеРдил скоРоговоРку.

А вот звук «Л» - коварный. Здесь не должно быть никакой самодеятельности. Логопедам очень сложно корректировать мягкий «Л».


Марина АНИКЕЕВА

Газета «Комсомольская правда» 12.01.2004 (www.kp.ru)

 

AddThis Social Bookmark Button
 

Логопеды.ру в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам!

 
 
Яндекс цитирования Логопедический портал Rambler's Top100